Как экономить бензин

Каждый автовладелец прекрасно знает, что траты на машину не заканчиваются с ее покупкой и укомплектованием ковриками, магнитолой и комплектом зимних шин. Страховка, регулярное техобслуживание (для нового автомобиля), плановый и внеплановый ремонт – все эти расходы неизбежны. Но больше всего денег водитель оставляет на автозаправке. Эти суммы могут даже превзойти цену самой машины!

Возьмем среднестатистического европейца. Его новый VW Golf 1.6, взятый в кредит на пять лет, тратит в среднем чуть больше восьми литров бензина на сто километров. Проехав за год 30 000 км, он потратит две с половиной тонны горючего. При цене в полтора евро за литр затраты этого теоретического водителя на топливо превзойдут не только величину ежемесячных платежей по кредиту, но и стоимость автомобиля – даже с учетом процентов.

К счастью, в России цены на бензин пока что держатся на более разумном уровне. Но и для отечественных автовладельцев топливо составляет главную статью бюджета, выделенного на содержание любимого "железного коня". Каждый визит на АЗС наводит на мысли о том, как бы уменьшить аппетит автомобиля. Советы по выработке экономного стиля езды можно без проблем почерпнуть как в Интернете, так и в народной мудрости. Однако у всех этих рекомендаций – одна и та же проблема: они требуют от водителя смены привычек, выработанных годами вождения рефлексов, а выгода от них ничтожна. Кроме того, есть вещи, на которых экономить не стоит. Неслучайно в тестах покрышек "экономичные" шины занимают отнюдь не первые места: расход-то меньше, да только эффективность торможения и способность выдерживать боковые перегрузки в поворотах приносятся в жертву меркантильным интересам.

Как ни крути, а наиболее эффективно и в то же время безопасно уменьшить расход топлива могут только инженеры-разработчики автомобиля. Задача автовладельца – правильно выбрать машину. И тут необходимо знать несколько неочевидных истин.

Не верьте в цифры расхода, указанные в технических характеристиках завода! Точнее, верьте, но с оговоркой: расход топлива в городском, загородном и смешанном режимах измеряется в строго регламентированном порядке. К счастью, в пределах крупных рынков этот порядок одинаков для всех производителей (в Европе, например, его устанавливает директива ЕЭК 80/1268/EEC), а потому данные в брошюрах можно сравнивать между собой, чтобы выяснить, какая из моделей экономичнее. Однако в эти пределы может уложиться только тот самый среднестатистический европеец: в реальных условиях цифры потребления топлива неизбежно будут выше.

Например, гибридная Toyota Prius с бензиново-электрической силовой установкой, обтекаемым кузовом и "экологичными" шинами по словам завода должна расходовать в смешанном режиме чуть больше 4 литров горючего на 100 км. Репутация "Тойоты" была подмочена, когда сердитые владельцы, использующие чудо техники в мегаполисах (где "Приус" наиболее востребован – например, в Лондоне гибридные автомобили освобождены от платы за въезд в центр города), с трудом укладывались в 7 литров. Такая цифра не впечатлит водителей современных дизельных хэтчбеков гольф-класса – при том, что высокотехнологичная японская новинка стоит в полтора раза дороже конкурента с дизелем, а солярка все еще дешевле бензина! Действительно, при прочих равных двигатель на тяжелом топливе будет экономичнее своего собрата с воспламенением от искры. Бывают и исключения: в сентябре прошлого года британский еженедельник Sunday Times провел "жизненные" испытания микролитражек Citroen C1 с моторами обоих типов на лондонской кольцевой дороге. Как ни странно, более мощный 1-литровый бензиновый моторчик показал результат в 3,3 л/100 км, а 1,4-литровый дизель сжег за сто километров на сто граммов топлива больше! На самом деле расход топлива очень сильно зависит от класса машины, уровня использованной в двигателе технологии и, главное, условий движения. В плотном городском потоке невозможно поддерживать постоянную скорость, приходится все время разгоняться и тормозить. Так как высокой скорости достичь не получается, максимальной мощности мотора нельзя найти применения. Теоретически, чтобы разогнать автомобиль до ста километров в час, требуется всего 6 (шесть!) лошадиных сил. Другое дело, сколько времени это займет...

Гораздо важнее в городе крутящий момент на низких оборотах. Момент – это непосредственно та сила, которая передается через колеса на дорогу, сила, с которой машина отталкивается от асфальта и едет вперед. И тут у дизеля есть неоспоримое преимущество. Благодаря особенностям конструкции – длинному ходу поршней, более высокой степени сжатия топливно-воздушной смеси и, соответственно, более высокому давлению сгоревших газов – каждый оборот дизельного двигателя передает на коробку передач, а оттуда на колеса больший крутящий момент. Чтобы достичь того же результата, бензиновому двигателю необходимо раскрутиться до более высоких оборотов. Выше обороты – чаще в цилиндре сгорает топливно-воздушная смесь – больше топлива расходуется.

Высокий крутящий момент на низких оборотах объясняет не только лучшую экономичность дизелей по сравнению с бензиновыми моторами (в конце концов, сравнивать их не совсем корректно хотя бы потому, что удельная энергоемкость дизельного топлива на 10-20% выше, чем у бензина), но и лучшую экономичность более мощных двигателей по сравнению с менее мощными того же типа – в специфических ситуациях. Водители с опытом дальних поездок знают, что при размеренном движении по трассе многолитровая "шестерка" может оказаться экономичнее компактной "четверки". Чтобы разогнать автомобиль определенного веса до определенной скорости за определенное время, требуется определенная мощность; и если двигатель с большим рабочим объемом способен совершать эту работу без особого труда, то маленькой "жужжалке" придется надрываться на максимальных оборотах, а значит - в неоптимальном режиме.

Обратная сторона этой медали – в передаточных числах: в отличие от электрических моторов и машин с коробками-вариаторами классический автомобиль имеет жесткую связь между оборотами двигателя и скоростью вращения колес. На высокой скорости относительно маломощный мотор будет вынужден работать на высоких оборотах не для того, чтобы выдать необходимую мощность, а для того, чтобы колеса крутились достаточно быстро! Естественно, топливо тратится зря. Кстати, именно с этой проблемой борются производители, используя шестиступенчатые КПП, где максимальная скорость достигается на пятой передаче – шестая имеет повышающее передаточное число (так называемый "овердрайв") и предназначена исключительно для понижения оборотов двигателя при быстрой равномерной езде.

Конечно, при прочих равных большой и мощный мотор будет тратить больше бензина, чем маленький и слабый. Однако не последнюю роль играет и использованная в двигателе технология. Из современных разработок наиболее благотворно на экономии сказывается непосредственный впрыск топлива, когда в цилиндр доставляются отдельно воздух и горючее. Индивидуальная форсунка позволяет очень точно контролировать образование топливно-воздушной смеси: за один силовой ход может впрыскиваться до пяти отдельных порций бензина! Хотя в российских реалиях очень требовательный к качеству топлива непосредственный впрыск остается уделом людей увлеченных.

Подведем итоги. Каким условиям должен отвечать экономный, но комфортный автомобиль? Бензиновый или дизельный двигатель – дело хозяйское: дизель позволит меньше тратить на автоколонке, но при покупке нового автомобиля разница в цене может не окупиться за то время, пока машина будет в ваших руках. Зато на вторичном рынке все машины стоят примерно одинаково. Коробка передач должна быть ручной, лучше шестиступенчатой; подойдут также и вариатор или роботизированный полуавтомат (механическая КПП с электроприводами, двумя педалями и автоматическим режимом). А вот традиционная автоматическая коробка, хотя и приятнее в движении, на расходе топлива сказывается сугубо отрицательно – достаточно много мощности "съедается" в ее недрах. Но если ваш выбор – автомат, то он должен быть как минимум пятиступенчатым.

В конце концов, выбор экономного автомобиля сводится к принципу разумной достаточности. Если вы почти не выезжаете за пределы города и почти никогда не возите большое количество пассажиров, то бессмысленно покупать машину крупнее гольф-класса. С другой стороны, если дальние поездки – частое событие в вашей жизни, то Daewoo Matiz явно не подойдет: лучше взять что-нибудь вроде "Опеля Омеги" с 2,5-литровым шестицилиндровым дизелем. Ведь в погоне за дешевизной в эксплуатации не следует обязательно останавливаться на базовой модели. Выбирайте ровно столько двигателя, сколько вам нужно... ну, может быть, чуть-чуть побольше. Это и вопрос безопасности – запас мощности в ряде случаев позволит водителю "уехать" от аварийной ситуации – и, в конце концов, нет смысла жертвовать удовольствием от вождения ради ничтожной экономии!

 

Авторизация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация

Статистика

Участников: 10991
Новостей: 2063
Ссылок: 1

Контакты

связаться с админом сайта

e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

или: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

ICQ:  485-075-786

Яндекс цитирования
Пользовательский поиск

Разработано "Sitedesigners"