Помощь водителю
Экономичность своими руками

В последнее время внимание как прессы, так и широких кругов автолюбителей всё более смещается в сторону большей экономичности, а интерес к мощным двигателям и большим машинам постепенно успокаивается. Конечно, это не значит, что мощь и скорость уже никого не интересуют – удовольствие от выжимания педали газа в пол со временем не тускнеет. Однако, остановки у заправочных станций и необходимость расставаться с немалой суммой, чтобы заполнить бак горючим, в последнее время портят это удовольствие всё больше и больше.
Итак, обсудим, что же можно сделать, чтобы сохранить высокую производительность – но при этом экономить на топливе?

Подбор «правильной» машины
Во-первых, необходимо начать с выбора «правильного» автомобиля. Наилучший компромисс между производительностью и экономией топлива дают небольшие турбированные двигатели. Насколько небольшие? Это зависит от того, какой производительности вы хотите добиться.

Турбины, будь они установлены на дизельных или бензиновых двигателях, реально увеличивают их мощность. Двухлитровый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом может вырабатывать мощность и крутящий момент четырёхлитрового безнаддувного, по-прежнему обладая при этом внутренним сопротивлением и трением, присущим двухлитровому агрегату. Автомобиль массой 1300 – 1500 кг с хорошо отлаженным двухлитровой турбированной четырёхцилиндровой силовой установкой будет обладать отменной производительностью.
Чем больше добавленной производительности вы хотите, тем большим объёмом должен обладать двигатель. Он также должен обладать большим объёмом, если вы стремитесь к большей надёжности и меньшей нагрузке на него. Однако в любом случае, с увеличением объёма двигателя неизбежно возрастает и потребление топлива.

Возьмём, к примеру, малолитражку с трёхцилиндровым турбированным моторчиком объёмом 0.66 литра. Маленькая и лёгкая, она может доставить вам немало удовольствия на дороге, обгоняя порой авто, оборудованные двухлитровыми четырёхцилиндровыми турбированными дизелями и бензиновыми двигателями – и при этом расходуя намного больше топлива. И, в то же время, её двигатель будет постоянно работать почти на пределе нагрузки, и о высокой надёжности и длительном сроке службы тут говорить не приходится. Благодаря очень малому потреблению топлива такой вариант вполне достоин серьёзного внимания – но будьте внимательны к минусам, которые он несёт с собой.

Если говорить округлённо, для бензиновых двигателей следует стремиться к цифре мощности 100 кВатт на литр объёма при пике крутящего момента в районе 1/3 от максимальных оборотов. Важна не только мощность – чрезвычайно важно то, на каких оборотах она достигает максимума. Если это происходит как указано, вы получите наиболее благоприятную кривую тяги, позволяющую повышать передачи на более низких оборотах, да и в целом обуславливающую более щадящий режим работы двигателя. При этом потребление топлива снижается – но об этом мы ещё поговорим.

Итак, выбирая мощный, но при этом экономичный автомобиль, помните следующее:
- Турбированные двигатели обладают лучшим термальным КПД, нежели любые другие
- Турбонаддув обеспечивает как большую экономичность, так и большую мощность
- Двигатели, использующие систему зажигания, должны обладать некоторым объёмом, достаточным для поддержания хорошей производительности каждого конкретного автомобиля без необходимости превышения мощности 100 кВатт на литр объёма.

И, наконец, заявленные производителем показатели экономии топлива могут позволить прикинуть сопротивление качению и коэффициент лобового сопротивления.
Правильный выбор автомобиля – самый главный первый шаг, который в наибольшей степени определяет вероятность того, что в конце концов у вас будет мощная машина с хорошими показателями экономии топлива.


Простой тюнинг

Обратите внимание – именно простой тюнинг. Вам может казаться, что простых модификаций не бывает, и что ваше малейшее вмешательство приведёт лишь к нарушению настроек и повышению потребления топлива вашей только что выбранной машиной – но это не так.
Говоря простыми словами, любая модификация, которая снижает потери на прокачивание – т.е. облегчает поступление топлива и воздуха в двигатель и отток выхлопных газов из него – потенциально снижает потребление топлива и повышает производительность.
Сперва разберёмся с забором воздуха и выхлопной системой.

К впускным клапанам или в турбину воздух должен попадать как можно легче. Любые ограничения снижают мощность и повышают потребление топлива. Возможные модификации в данном случае включают забор внешнего воздуха из зон с высоким аэродинамическим давлением, облегчение прохождения воздуха через воздуховодные пути (например, за счёт установки воронкообразного раструба впускной трубы), снижение их сопротивления и устранение утечек воздуха, за счёт которых может падать его давление. В Интернете есть множество толковых описаний различных способов достижения этих целей, поэтому подробно мы на этом останавливаться не будем. Основная суть состоит в том, что усовершенствования системы забора воздуха вполне по силам энтузиастам-любителям, и что их результаты весьма ощутимы.

Переходим к выхлопной системе.
В двигателях с турбиной, чем меньшее противодавление будет создаваться на участке выхлопного пути после турбины, тем лучше автомобиль будет разгоняться, и тратить меньше топлива. Здесь необходимо уделить внимание работе и сопротивлению катализатора вредных выбросов (а у дизельных машин ещё и фильтра частиц): необходимо чтобы прошедшие через турбину выхлопные газы находили выход как можно легче и быстрее.

Увеличенное поперечное сечение выхлопной системы, равно как и свободный доступ воздуха в двигатель, улучшают характеристики топливной смеси, попадающей в цилиндры при полной нагрузке (тем самым повышая производительность на полных оборотах), а также способствуют быстрой раскрутке турбины, что увеличивает крутящий момент в среднем диапазоне оборотов и эффективность двигателя на малых оборотах. Потребление топлива при этом также снижается.

У безнаддувных двигателей для повышения крутящего момента, а иными словами – мощности двигателя на малых оборотах, следует поработать над выхлопной системой. Обычно у таких автомобилей трубы выхлопной системы узкие и длинные. Если вам на глаза попадётся тюнингованный автомобиль с укороченной и расширенной выхлопной системой, знайте: эта модификация была сделана с прицелам на наивысшую мощность но отнюдь не на экономию топлива.
Многие считают, что для оптимального крутящего момента и низкого расхода топлива выхлопная система безнаддувного автомобиля должна быть узкой, однако опыт показывает несколько иное. Чем больше диаметр выхлопной трубы после глушителя, или первого в выхлопном пути подавителя шума, тем лучше – для правильно тюнингованной машины это всегда так.

Распредвал
Автомобилисты старшего поколения любят менять распредвалы, и вам посоветуют подыскать себе новый, «экономичный». Проблема в том, что за последние лет 15 технологии так продвинулись, что только очень особенный распредвал сможет понизить вам потребление топлива без оказания негативного влияния на мощность и вредность выхлопов. По правде, он должен быть настолько особенный, что вряд ли вообще существует. Не то чтобы этот путь вообще не имел перспективы, однако очень маловероятно, что вы сможете достигнуть заметных улучшений простой заменой распредвала.

Тюнинг электроники
Тюнинг электроники двигателя – это вмешательство в систему управления им. Изменению чаще всего подвергаются три аспекта: характеристики топливной смеси при полной нагрузке, при средней нагрузке, а также регулировка таймингов зажигания при средней нагрузке на двигатель.

Рассмотрим все три по порядку.
У многих машин смесь, подаваемая при полной нагрузке, перенасыщена топливом. Производители регулируют её таким образом, чтобы снизить температуру сгорания и, следовательно, выхлопных газов, попадающих в каталитический конвертер: насыщенная смесь горит при более низкой температуре. Однако, если вы не имеете привычки гнать на полных оборотах продолжительное время, или участвовать в гонках, то можно обойтись менее насыщенной смесью для полных оборотов. Кроме снижения потребления топлива, такая настройка даже может повысить мощность двигателя.
Топливная смесь для штатного режима работы двигателя у некоторых машин насыщена немного ниже стехиометрического уровня (около 14.7:1). Модификации управления двигателем для такого режима обычно делают две вещи: (1) переводят двигатель в штатный режим работы раньше и (2) делают смесь несколько менее насыщенной. Оба этих пути имеют некоторые негативные последствия для выхлопов, в особенности создают повышенное количество окислов азота на каждый цикл работы двигателя, однако экономия горючего достигается весьма ощутимая.

Регулировка таймингов зажигания на средних оборотах может значительно повысить крутящий момент, в особенности при использовании более высокооктанового топлива чем то, на которое машина изначально рассчитана. В результате повышать передачу можно раньше (или автоматическая коробка сделает это за вас).
Про низкие обороты мы уже упоминали. Удерживая двигатель на возможно более низких оборотах, вы снижаете потери на внутреннее трение, которое с оборотами повышается. Однако, это становится возможным только в случае если двигатель выдаёт на низких оборотах достаточную мощность, и при этом нельзя допускать возникновения детонации. Кроме того, нельзя нагружать двигатель до такой степени, чтобы его электроника сама перешла на режим с более насыщенной топливной смесью, ведь это сведёт на нет весь смысл работы на низких оборотах.
Ещё одна доработка системы управления двигателем может снизить насосные потери в двигателях с дросселем, т.е. в большинстве из тех, которые используют систему искрового зажигания. Если клапан системы рециркуляции выхлопных газов управляется электроникой, то рециркуляция выхлопных газов может быть заметно увеличена при режиме работы двигателя с частично открытой дроссельной заслонкой – особенно если при этом используется упреждающее зажигание. При этом насосные потери снижаются за счёт того, что двигатель «вдыхает» смесь, не зажатую частично закрытой дроссельной заслонкой.

Авто с раздвоением личности
При разговоре об экономии топлива невозможно обойти вопрос стиля вождения. В большинстве случаев вы получите тривиальные советы: ездите по возможности равномерно, следите за сообщениями о трафике, не выжимайте газ по полной и так далее. Однако можно дать и более полезные советы – к примеру, как настроить ваш автомобиль.
Если вы хотите добиться повышения экономичности и мощности, то вам нужен автомобиль, который может дать либо одно, либо другое – и совершенно не обязательно и то, и другое одновременно. К примеру, выезжая на автобан при поездке на дальнее расстояние, вы будете желать наименьшего потребления топлива. Однако, иной раз вам может захотеться прочувствовать мощь и скорость – и тогда вам нужна высокая производительность.

Если использовать медицинский термин в его неверном, но широко распространённом толковании, вам нужен автомобиль-шизофреник.
Наилучшим способом достичь этих целей будет специальный, направленный тюнинг. К примеру, в «экономичном режиме» вам следует добиться более полной рециркуляции выхлопных газов, менее насыщенной топливной смеси и подходящего упреждения зажигания. Эти меры позволят получить очень хорошую экономию топлива, однако ходовые качества, вроде реакции машины на педаль газа, станут менее живыми. Для «производительного» режима вам понадобятся относительно насыщенная смесь и хороший теплообмен – в результате мощность ощутимо повысится, однако ценой расхода топлива.

 

Заключение

Если для тюнинга с самого начала подобрана хорошая машина, и все модификации сделаны аккуратно, то смена режимов езды будет для вас не труднее, чем смена вашего стиля езды в соответствии с этим режимом. Обе цели – и экономия, и повышение мощности – в таком случае вполне достижимы. Такой тюнинг также принесёт вам в два раза больше удовольствия, чем направленный просто на мощность.

 
Несколько способов экономии топлива

Тема экономии топлива на данный момент весьма актуальна. Стремительно дорожает бензин, еще стремительнее солярка, а зарплаты за таким темпом не поспевают. У тех, кто использует автомобиль в рабочих целях, вопрос экономии стоит наиболее остро. Способы экономии бензина не раз и не два обсуждались в прессе, опытные водители о них хорошо осведомлены и давно пользуются. Так что повторение пройденного.

Экономичный стиль вождения позволит вам сэкономить пару литров бензина на сотню километров. Что подразумевается под этим термином? Плавные разгон и торможение, разумное переключение передач, сбрасывание газа перед перекрестком, исключение действий вроде «гашетку в пол» и «в поворот с юзами». Обратите внимание, что речь ни в коем случае не идет про езду на нейтральной передаче, так называемый накат, которым любят пользоваться таксисты и маршруточники. Если колеса не связаны с двигателем, это чрезвычайно опасно, особенно на больших скоростях и в городском потоке. Подобная экономия обойдется серьезными тратами на похоронные ритуалы.

Комфортная температура внутри салона требует жертв. Самая расходная система охлаждения воздуха – кондиционер, он «ест» до 2 литров бензина на 100 км. Менее прожорливы климатические системы в дорогих машинах. Они тратят около литра топлива на сотню. Ну а самый экономный способ не погибнуть от жары в машине - это открыть окна. Каждое полностью открытое окно потратит лишние 200 мл бензина.

Любые аэродинамические препятствия на кузове машины создают сопротивление воздуху, которое оборачивается лишним расходом топлива. Значок оленя на капоте, двухметровая антенна, багажник с прикрепленным прошлым летом велосипедом, антикрыло и бесполезный псевдотурбинный воздухозаборник - все это активно тормозит машину, и чем больше скорость, тем сильнее сопротивление.

Еще на тему аэродинамики. Если вы путешествуете и есть достаточно свободного времени в пути, можно пристроится вслед идущему грузовику. Он будет брать основное сопротивление воздуха на себя.

Когда на дворе лето, и если ваши маршруты пролегают исключительно по твердым покрытиям, есть смысл чуть-чуть добавить давления в шинах сверх нормы. На 0,3-0,5 кгс/см2 максимум.

НЕ НАДО экономить на фарах ближнего света. Даже днем свет фар привлекает внимание и делает ваш автомобиль заметнее для других водителей и беспечных пешеходов. К тому же уже давно доказано в ходе тестирования, что ближний свет отнимет у вашего бензобака около 150 мл бензина.

 
Выбор цвета автомобиля

На вкус и цвет товарищей нет. Истина знакомая с детства. Каждый человек, обладая своим собственным вкусом, имеет полное право на выбор, основанный на его субъективных пристрастиях. Приобретая автомобиль, мы всегда отталкиваемся от выбора по нескольким позициям и критериям. Мы выбираем кузов, марку, модель, брэнд, коробку передач, привод, магнитолу, обивку салона и, конечно же, цвет своего будущего автомобиля. Я вот не могу представить, что человек может быть абсолютно равнодушен к цвету своего автомобиля. Более того, отсутствие модели должного цвета на рынке может склонить покупателя к иной марке, но зато нужной раскраски. Или же заставить перекрасить новую машину, несмотря на мороку с документами и большие расходы.

Еще на выбор цвета, как ни печально, серьезное влияние оказывают стереотипы, распространенные по стране проживания. Ну вот, например, какие есть условные стереотипы в России. Розовые и оранжевые машины для девочек, красные и желтые для страстных спиди-гонщиков, синие и зеленые универсалы для семьи, а белый и черный цвет выбирают те, кто выбирать не умеет. Тем, кто предпочитает продукцию ВАЗ, вообще выбирать не приходится. 3-4 основных цвета, в которые были выкрашены 99-е модели, не говорят о владельце ровным счетом ничего. Этот тот случай, когда цвет выбирает тебя, а не ты его.

Между тем существуют разные статистики, которые намекают на то, что цвет - это не просто окраска. Например, зависимость от аварийности. Черные, серые и зеленые машины возглавляют этот список и их склонность к ДТП наиболее высока. Правда, тут существует и вполне логическое объяснение, ведь темные тона гораздо хуже различимы в сумерках и ночное время, что делает такие автомобили незаметными для других участников движения. Яркие желтые и красные раскраски, а так же белый цвет автомобиля бросается в глаза, и не заметить такую машину сложно. Установлено, что окраска автомобиля существенно влияет на оценку его скорости и расстояния до него. Поэтому, кажется, что красный или желтый автомобиль более быстро двигается и находится на более близком расстоянии, чем на самом деле, а автомобили синих и зеленых цветов - наоборот.

 

А вот самый безопасный цвет - это серебристый. Почему, остается только догадываться, но серебристые машины в два раза реже попадают в аварии, чем машины других цветов. Этот факт интересен еще и тем, что серебристый цвет всегда был одним из самых популярных оттенков, что подтверждают исследования компании PPG, являющейся одним из крупнейших производителей лакокрасочных материалов. Она опубликовала результаты своего очередного исследования на тему популярности цветов, оттенков, а также модных тенденций в одежде, дизайне интерьеров и прочих сферах человеческих интересов, в том числе и касающихся автомобилей.

 

Как было упомянуто, серебряный цвет оказался в лидерах – ему отдали предпочтение 31% покупателей. На второй строчке рейтинга оказался черный цвет (18%). Замкнул тройку лидеров белый цвет (12,5%). Следующими по популярности стали голубой (12,4%) и красный (8,8%).

По словам специалистов PPG, лидерство серебряного цвета объясняется тем, что он всегда выглядит современно и стильно, а кроме того серебристый автомобиль проще потом продать по более высокой цене на вторичном рынке. Психологи же говорят о том, что покупатель зачастую останавливает свой выбор на той или иной окраске автомобиля, не задумываясь, почему он выбирает этот цвет. И по сделанному им выбору можно сделать интересные выводы о его характере.

К примеру, владелец автомобиля популярного серебряного цвета самодостаточен и чувствует себя значимым, иногда он слишком прагматичен и скучен. Как правило, он хочет казаться кем-то, кем на самом деле не является, чтобы уйти от лишней откровенности. По словам психологов, серебряный цвет - цвет лжи.

Хозяин автомобиля чёрного цвета – это либо социально слабый человек, скрывающийся за таким агрессивным цветом, либо излишне самоуверенный, но слишком недальновидный.

А вот человек, предпочитающий белую окраску автомобиля, хочет все время чувствовать себя в безопасности, показаться чистым и непорочным. Но вместе с тем он довольно смел (белый цвет – это также и цвет смелости) и всегда готов бросить вызов, говорят психологи. О владельцах белых машин также можно сказать, что они придают автомобилю слишком много значения как аксессуару, стараясь повысить свой социальный статус.

Красный цвет означает кровь и власть, поэтому психологи считают, что владельцы машин такой окраски неудовлетворены жизнью и склонны к излишней агрессии. Они хотят выделится из толпы и продемонстрировать себя окружающим.

Ну а синий цвет автомобиля свидетельствует о скромности его обладателя, который ищет компромисс между строгостью черного и ненужной, по его мнению, экспрессивностью выделяющихся цветов. Таким водителям свойственна сдержанность, вдумчивость и некоторая застенчивость. Они любят плавную езду и относятся с особым вниманием к мельчайшим деталям. Также психологи говорят про них, что они подвержены чужому мнению и в глубине души склонны подчиняться и слишком сильно увлекаться одним делом, порой теряя рассудок и связь с реальностью.

Интересные выводы, но не стоит забывать, что каких бы цветов ни был ваш автомобиль, все, что происходит с ним и вами на дороге, зависит в первую очередь от соблюдения ПДД и вашего здравого смысла.

Принято считать, что безопасность на дороге сильно зависит от цвета автомобиля. За границей этот вопрос изучается достаточно активно. Так, американские исследователи выявили, что в 57% ДТП попадают машины тёмного цвета. Однако, по словам представителей ГИБДД, в России такой статистики официально никто не проводил.

Поскольку вопрос важный, а данные других государств не обязательно являются истинными показателями в нашей стране, мы попросили поделиться своими соображениями на эту тему трёх независимых экспертов.

Андрей Знаменский, заместитель генерального директора по автострахованию компании «Русский мир»:

«Поскольку внятной статистики по этому вопросу в России нет, мы в основном, пользуемся данными, установленными нашими западными коллегами. Принято считать так: чем светлее машина, тем она безопаснее, чем темнее – тем выше риск её попадания в ДТП. Отдельно рассматриваются жёлтые, оранжевые и красные цвета, также считающиеся наименее рискованными. Всё объясняется тем, что чёрные оттенки, тёмный металлик, цвет мокрого асфальта и другие им подобные тона сливаются друг с другом и с окружающей средой, а значит, незаметны на дороге. Яркие же машины, наоборот, видны издалека. Но вообще это сложный вопрос, чтобы точно ответить на него, необходимо тщательное исследование. Огромную роль играет специфика конкретной страны. Так автомобили жёлтого цвета, считающиеся у нас безопасными, являются крайне популярными в США и сливаются воедино. И поэтому, например, красная или тёмная машина там будет сильно выделяться.

 Кроме того, необходимо учитывать и причины предпочтений владельцев автомобилей тому или иному цвету. Чёрные оттенки часто выбирают люди, нарушающие правила дорожного движения, придерживающиеся агрессивной манеры вождения. А жёлтые, оранжевые – как правило, женщины, которые, может, паркуются и хуже мужчин, однако на дорогах ведут себя значительно аккуратнее».

Сабит Нуримов, художник, старший преподаватель кафедры рисунка и живописи Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна:

  «Существуют принципы цветовых и тональных контрастов, сближенных цветов и тона. Если следовать этим принципам, то цвет автомобилей, близких по тону и цвету к городской среде, наиболее опасен: он менее заметен, особенно при ограниченной видимости. Серый, например, сливается с асфальтом и вероятность попасть в аварию на машине этого цвета, особенно в дождливые дни, высока. Яркая машина, наоборот, выделяется сразу. Поэтому самые безопасные оттенки - красный, оранжевый, жёлтый. Отражаясь, цвет дает ощущение присутствия ,и водитель замечает машину даже боковым зрением. Автомобили серого и других спокойных цветов, рефлексов почти не дают, из-за чего можно легко попасть в аварию».

Марина Григорьева, психолог:

Связь между цветом машины и характером её владельца неоднозначна. И все же существуют определённые закономерности. Так, после долгих исследований, немецкий психолог Макс Люшер вывел следующий закон: "Мы выбираем не те цвета, которые нам нравятся, а те, что необходимы нашей психике».

Красные автомобили выбирают смелые, волевые, общительные, и страстные люди. Бойтесь водителей на красных автомобилях: они, как правило, наглые и уверенные в себе типы. Их кумир - Шумахер. Обычно эти люди привлекательны, гиперсексуальны, гиперактивны, обожают скорость. Они не церемонятся на дороге, предпочитая двигаться во всех направлениях сразу, не останавливаясь надолго в одном месте. Для любителей бордо характерны мощь, сдерживаемая страсть, требовательность, эмоциональная насыщенность, склонность к угрозам и подавлению.
Желтый предпочитают оптимистичные и веселые люди. Он активизирует деятельность мозга, дольше остается в памяти. Но внимание: этот цвет визуально уменьшает дистанцию между участниками движения.

Оранжевый любят люди, обладающие хорошей интуицией, мечтатели. Вместе с тем это цвет лицемерия и притворства.

В зеленых машинах ездят люди серьезные и занятые. Эти водители всегда знают куда им ехать и как. Для них техника – средство передвижения, не больше. В сложных ситуациях на дороге водитель зелёного автомобиля не растеряется. При необходимости, сможет оказать помощь, поскольку знает, как сдерживать свои эмоции.

Обладетели синих автомобилей лояльные, спокойные, преданные, не любят выделяться из толпы. Отношения для них дороже материальных ценностей. Синий – цвет «самодостаточности»: люди, выбравшие его, уже, как правило, созрели в психологическом плане. У них есть все, и они довольны жизнью, но останавливаться на достигнутом не собираются! С таким человеком очень безопасно на дороге, он никогда не будет «гонять», подвергая при этом опасности себя и окружающих.

Владелец бирюзовой машины мечтателен, скрытен, обладает интуицией и внутренне эмоционален. В то же время он податлив и переменчив, стремится к изолированности.

Серый автомобиль выберет стабильный и уверенный в себе человек. Владельцы серых автомобилей не эмоциональны, но стремятся к управлению ситуацией.

Серебристый цвет означает престиж, благосостояние и богатство Чем новее и чем больше блестит автомобиль, тем сильнее его владелец ценит перечисленные выше качества.

Черный цвет - это мощь и власть в уменьшенном виде. Люди в черных машинах высокого мнения о себе, вспыльчивы и немногословны. Автомобили черного цвета в два раза чаще попадают в аварии. В жизни любители черных автомобилей никогда не уступят дорогу и будут гнуть свою линию, даже если она неправильная. С владельцем черной машины интересно, но опасно.

На дорогах можно встретить много белых автомобилей. Чистые белые машины имеют педанты. Грязь на белом автомобиле может говорить о равнодушии водителя к ситуации на дороге.

Коричневый и его оттенки характеризуют водителя как уверенного, владеющего ситуацией на дороге человека. Те, кто покупает автомобиль коричневого цвета, ценят традиции и семейное благополучие. Вместе с тем выбор тусклого коричневого цвета может служить симптомом жадности, эгоизма, скрытности, а иногда и подлости.

Вывод: находясь в потоке движения, опасайтесь, в первую очередь, красных автомобилей. Их водители способны на неожиданные действия. Даже если причина ДТП -они, винить будут всё-равно Вас. Будьте внимательны и к черным машинам, водители которых, переполненные чувством собственной значимости, мало смотрят по сторонам. Желтый цвет виден издалека, поэтому, если что, всегда можно принять меры. Зеленых и белых автомобилей можно не опасаться: их хозяева не нарушают правил. Но все же не подъезжайте к ним слишком близко, держите дистанцию.

Данные характеристики – не истина в последней инстанции. Большую роль играют посторонние факторы, ведь выбор цвета «железного коня» не всегда зависит от наших эстетических предпочтений: мы не выбираем окраску автомобиля, например, когда ездим по доверенности.

 

 
Займемся амортизаторами

Работа амортизаторов – важная деталь, от которой во многом зависит поведение автомобиля. Большинство современных автомобилей используют амортизаторы на стойках в сборе с пружиной (подвеску МакФерсона) – если не на всех четырёх колёсах, то хотя бы на передних двух. Выглядит этот узел как вертикальная труба, обвитая толстой спиральной пружиной. Внутри трубы расположен демпфер. Есть множество вариантов модификации амортизаторов – от простой смены пружин до полной переделки.

 

Технические подробности

Типичный амортизатор МакФерсона (иногда называемая также амортизатором Чапмена, если используется в задней части автомобиля) довольно проста. Имеется труба, к трубе приварено седло пружины, в котором, собственно, укреплена пружина. В трубе сидит поршень демпфера, и его блестящий край над обрезом трубы иногда можно видеть через пружину. Вверху имеется поворотный крепёж, который позволяет всей конструкции поворачиваться вокруг вертикальной оси - это если мы говорим о передних амортизаторах. Вот, собственно, и всё.

Однако, как и со всеми внешне простыми вещами, тут тоже не всё настолько просто. К примеру, седло пружины может быть приварено на разной высоте, пружины могут быть разных размеров, а верхний крепёж может предусматривать возможности регулировки, а может быть и фиксированным. Тут возможно множество модификаций, вплоть до полностью регулируемых параметров высоты расположения кузова, величины постоянной нагрузки на пружину, жёсткости пружины, углов развала… и всё это может сыграть роль в улучшении управляемости машины.

 

Модификация стандартных амортизаторов

Верхнее крепление

Click for larger image
Click for larger image
Если мы имеем дело с передними амортизаторами, то это крепление будет включать в себя шарнир, на котором стойка амортизатора поворачивается. Там также обычно имеется крупная резиновая втулка и фиксатор с резьбой, который крепится непосредственно к кузову. Замена втулки на шаровое сочленение (вроде показанного на фото) существенно улучшает функционирование этого узла, однако при этом через него на кузов передаётся намного больше шума.
Click for larger image
Click for larger image

Передвигая крепёж ближе или дальше от срединной линии кузова, вы изменяете развал. Если автомобиль имеет тенденцию к недостаточной поворачиваемости, то отрицательный развал может исправить дело. Отрицательный развал – это когда верхняя точка колеса находится ближе к срединной линии кузова, чем нижняя. Здесь вы можете видеть крепление, которое позволяет регулировать расположение верхнего крепления амортизатора. На рынке имеются такие регулируемые крепления для многих моделей автомобилей.

 

Пружины

Click for larger image
Click for larger image
Замена пружин – наиболее часто применяемый способ модификации амортизаторов. Уменьшение количества витков и/или увеличение толщины пружины делает её жёстче. Жёсткость пружины измеряется в единицах массы на единицу длины, к примеру, в кг/см – сколько килограммов требуется для сжатия пружины на 1 см. Обычно, для улучшения управляемости автомобиля жёсткость пружин повышают.
Click for larger image
Click for larger image
Установленная на своё место пружина уже находится в сжатом состоянии и испытывает некоторую нагрузку. По этой причине для снятия и установки пружин нужна специальная струбцина, вроде изображённой на фотографии. Степень, в которой сжата установленная пружина, и её жёсткость будут определять высоту расположения кузова. Чем больше сжата пружина, тем в меньшей степени её дополнительно сожмёт давление веса кузова. Трудно сказать, каково должно быть соотношение сжатия пружины и её жёсткости – тут имеется широкий простор для возможных ошибок, поэтому разумно будет покупать пружины, изготовленные специально для вашей машины.
Click for larger image
Click for larger image
Однако, если вы наметили серьёзную переделку амортизаторов, к примеру, полную замену нижней части стойки амортизатора, чтобы поставить тормозные диски большего диаметра, вам вероятно придётся передвинуть либо сменить нижнее седло пружины. Седло приварено к стойке, но его можно аккуратно удалить, передвинуть повыше или пониже (изменив тем самым высоту расположения кузова и степень сжатия пружины) или даже заменить на другое, что необходимо в случае установки пружины другого диаметра. Передвинув, либо заменив седло, необходимо приварить его к стойке.

 

Амортизатор

Click for larger image
Click for larger image
Ещё одной вполне обычной операцией является замена демпфера на более жёсткий. Для большинства моделей автомобилей имеются готовые решения, которые можно просто купить в магазине. Для замены необходимо вынуть всю амортизационную стойку в сборе с пружиной, удалить пружину, а затем открутить верхнюю удерживающую муфту с внутренней резьбой, вынуть старый демпфер, вставить новый и закрутить муфту обратно.

Однако, если вам необходимо изменить ход демпфера (или у вас просто редкая машина) и нет подходящего готового решения, вы можете использовать универсальный сменный демпфер. Он не удерживается на своём месте муфтой со внутренней резьбой, а вместо этого фиксируется специальным болтом, вставляющимся со стороны нижней части стойки. Это избавляет от необходимости подбирать длину устройства, чтобы она в точности соответствовала расположению фиксирующеё муфты. Кроме того, это позволяет устанавливать новые демпферы в одноразовые (не подлежащие ремонту) амортизаторы.

 

Изготовление регулируемых стоек

Click for larger image
Click for larger image
Если вы стремитесь к наибольшей гибкости в настройке амортизаторов, вам, вероятно, придётся изготовить собственные амортизаторные стойки. Узел, который вы видите на фото, был изготовлен Яном Ричардсом из Аделаиды, Австралия, специально для его полноприводной малышки Daihatsu Mira Turbo с двигателем объёмом 0,66 л. Все детали изготовлены вручную, за исключением нижнего крепления и части верхнего крепления.
Click for larger image
Click for larger image
Отправной точкой стал отрезок бесшовной трубы, к которому был приварен нижний пружинный фланец (в который будет упираться муфта). Заводская нижняя крепёжная пластина была снята с оригинальной стойки амортизатора G100 Daihatsu Charade, так как предполагалось использование тормозной системы и узлов ходовой части от этого автомобиля, и приварена к той же трубе.
Click for larger image
Click for larger image
Далее, из алюминия была изготовлена муфта с внутренней резьбой с двумя хомутами-фиксаторами. Обратите внимание, что левая часть муфты сделана толстой, чтобы имелась возможность сделать внутреннюю резьбу более глубокой при сохранении должной прочности. Эта муфта также играет роль нижнего седла пружины.
Click for larger image
Click for larger image
Муфта была одета на трубу, пружина была установлена на своё место, внутрь был помещён демпфер и закреплён своим болтом в нижней части. После этого верхнее крепление нового амортизаторного узла было прикручено на своё место. Изменение высоты кузова и нагрузки на пружину меняется простым вращением муфты с внутренней резьбой. Обратите внимание, что у нового устройства верхнее крепление от Daihatsu Mira и нижнее – от Daihatsu Charade.

 

Готовые решения

Click for larger image
Click for larger image
Если вы не хотите утомлять себя изготовлением собственных гибко настраиваемых амортизаторов, вы можете найти в продаже множество готовых узлов. Проблема в том, что они, во-первых, могут влететь вам в копеечку, а во-вторых, могут при том не удовлетворять всем вашим требованиям. Вот перед вами узел японской фирмы Tein для R32 Nissan Skyline. Обратите внимание на две разные пружины (с разными свойствами), используемыми одновременно. Подбирать пружины и использовать двойные пружины намного проще со стойками переменной длины, с которыми обычно используются пружины небольшого диаметра.
Click for larger image
Click for larger image
Эти замечательные узлы амортизаторов от австралийской фирмы Drummond Motorsports разработаны для настоящих автомобилей для ралли, и известны во всём мире. В них применяется внешняя рециркуляция жидкости, и качество их изготовления просто великолепное. Некоторые амортизаторы этой фирмы оснащаются даже водяным охлаждением с внешним насосом и радиатором!
Click for larger image
Click for larger image
Этот гоночный This Ford Mondeo Super Tourer с двухлитровым двигателем оснащён амортизаторами с двойными пружинами с разными параметрами, при этом нижнее седло пружины посажено на резьбу и фиксируется в нужном положении стопорным винтом, а специальная муфта соединяет одну пружину с другой. Основная причина применения регулируемых амортизаторов в гоночных автомобилях – необходимость уравновешивания веса, приходящегося на каждое колесо. Сжатие пружин подбирается таким образом, чтобы давление массы кузова распределялось равномерно. Результатом является существенное улучшение управляемости.
 
Дополнительная навесная оптика головного освещения

Вряд ли стоит специально разбирать вопрос о том, кому и для чего может понадобиться устраивать на своем автомобиле дополнительный свет.

 

Один много ездит по проселкам в лесах, другой находит штатную оптику слабоватой, третий желает улучшить внешний вид – в общем, сколько людей, столько же и побуждающих мотивов. Поэтому просто констатируем факт: дополнительная навесная оптика популярна, и ставят ее многие. Благо вариантов подобной продукции различной конструкции и исполнения на рынке сегодня предостаточно, и каждый может подобрать себе "световой навес" соответственно собственному вкусу и имеющимся деньгам.

 

Галактика фар

Начнем с обзора разновидностей. Вся навесная оптика головного света подразделяется на две группы: противотуманные фары и фары дальнего света. Предназначение тех и других следует из названия. Противотуманные фары освещают путь во время тумана или сильного дождя, определенным образом рассеивая свет специального спектра, получаемого с помощью комбинации лампа-стекло или излучаемого самой лампой. Поэтому, кстати, стекло не обязательно должно быть желтым, но оно всегда имеет характерный рисунок – для нужного рассеивания света. Ставятся же навесные "противотуманки" либо под бампер (чаще всего), либо сверху – если бампер расположен слишком низко.

Задача навесных фар дальнего света тоже, в общем, понятна – "усиление" штатной оптики в этом режиме и увеличение интенсивности освещения. Устанавливаются такие фары у всех классов автомобилей на бампер. У внедорожников, кроме того, их часто навешивают на "кенгурятник" и иногда – на переднюю перекладину верхнего багажника. В редких случаях фары закрепляют непосредственно на решетку радиатора.

По конструкции вся навесная оптика – как фары дальнего света, так и противотуманные – делится на галогеновую и ксеноновую. Первый вид оснащен обычными, по сути, лампами накаливания, внутри которых содержатся пары брома или йода (химические элементы группы), улучшающие характеристики светоотдачи. У второго вида фар свет уже другой природы. Здесь используются газоразрядные лампы, наполненные ксеноном (т. н. HID-лампы), для запуска которых нужен специальный блок. Тему принципиальных достоинств и недостатков обоих видов мы подробно обсуждать не будем, только отметим, так сказать, реперные точки. Ксеноновая оптика мощнее и ближе к дневному свету по спектру, но стоит дороже – в среднем от 300 до 700 долларов за изделия от европейских фирм. Зато галогеновая дешевле – в среднем от 75 до 300 долларов.

Особенно впечатляет разнообразие исполнения навесной оптики. Здесь можно найти и классические круглые фары, и прямоугольные с различным отношением ширина-высота, и эллипсовидные с разной степенью вытянутости. Столь же многообразна и размерность фар: от самых маленьких – со спичечный коробок, предназначенных для легковых машин, до "джиперских" прожекторов диаметром, как десертное блюдце. Вообще, производители постоянно расширяют гамму моделей, совершенствуют конструкции, повышают потребительскую привлекательность. Так, многие фары комплектуются пластиковыми колпаками, служащими для защиты от камней. Интересную инновацию предложила Hella – навесные фары дальнего света, подсвечивающие обочину при повороте. Для этого в каждой фаре стоит пара ламп, управляемых датчиком. При прямолинейном движении светит одна лампа, когда же машина совершает поворот, датчик включает вторую (слева или справа), освещая обочину.

 

Лейтенант Калашников

По российским законам на автомобилях общего назначения, кроме самой заводской оптики, может быть дополнительно установлен только один комплект (2 шт.) противотуманных фар. И ничего более. Таким образом, эксплуатация машины, у которой имеется пара фар дальнего света, формально запрещена. Правда, по дорогам спокойно ездят тысячи автомобилей с дополнительной светотехникой, увешанные порой от бампера до крыши. И, конечно, не может быть, чтобы всех останавливали на каждом углу, брали штрафы, отправляли на штраф-стоянку. В действительности инспекторы весьма лояльно относятся к навесной оптике.

Посложнее дела обстоят со стробоскопами и фарой-искателем – полулегальными видами навесной оптики. О них стоит упомянуть отдельно. Стробоскопы представляют собой устанавливаемые на бампер или под него небольшие фары, снабженные газоразрядными лампами, которые непрерывно излучают короткие импульсные вспышки, наподобие вспышки фотоаппарата. Функциональной нагрузки у стробоскопов нет – их назначение можно назвать декоративно-имиджевым. Формально к спецсигналам они не относятся. И их характерное "мигание", особенно, если речь идет о движущейся по трассе машине, автоинспекторы расценивают как нарушение.

Фара-искатель – это устанавливаемая, как правило, на крыше автомобиля мощная фара дальнего света. Она монтируется на платформе с электроприводом, управляемым из салона. Таким образом, фара-искатель может поворачиваться на 360 градусов, освещая местность вокруг автомобиля. Такие фары есть в свободной продаже, однако они считаются спецсредствами и ездить с ними по дорогам нельзя. Возможно, разве что, пользоваться такой фарой вдали от цивилизации, бороздя лесные проселки, а на трассе ее снова снимать.

Но все-таки повторим еще раз. Даже пара дополнительных фар дальнего света – это  формальное нарушение. И, несмотря на то, что "все ездят – и ничего", в принципе могут остановить и придраться. Поэтому, если кто-то по этой причине чувствует себя неуютно, то ему стоит подумать о целесообразности приобретения дополнительной оптики вообще. Если же такого дискомфорта нет – тогда, как говорится, вперед, благо выбор огромен.

 

Зажигание

Вряд ли современный автовладелец будет ставить навесную оптику сам – большинство из них предпочитают профессиональный монтаж и подключение на станции. И тут придется определиться с выбором того, как будут включаться навесные фары. Существующие варианты: включение вместе со штатными фарами или отдельно. Первый реализуется проще (соответственно, меньше придется заплатить), однако при использовании такое включение не очень удобно – получается либо "полная иллюминация", либо "полная темнота". Когда вся сила света не нужна, некоторые автовладельцы "приглушают" фары колпаками. Но это относительное решение проблемы – фара энергию потребляет, колпак нагревается.

Вариант с отдельным включением гораздо удобнее: можно "подсвечивать" и "гасить" дополнительные фары в любой момент по своему усмотрению. Для реализации этого включения используют свободную кнопку на консоли или, если таковой нет, – ставят специальный выключатель. Возможностей тут много: хоть простой тумблер под торпедо (очень недорого), хоть специально врезанная кнопка.

Выбирая навесную оптику, нелишне будет поинтересоваться ценами на установку и в случае чего скорректировать выбор той или иной модели. Прежде всего это относится к вопросу "ксенон или галогенки" – цены на установку ксеноновых фар в среднем в 2-3 раза выше.

Также стоимость работ во многом определяется необходимостью снимать бампер. Если этого делать не нужно, то при установке галогенок можно будет обойтись суммой в 700–1000 рублей. Если же требуется его снимать – цена начинает "набегать". В  некоторых машинах, где демонтаж-монтаж бампера – сложный и трудоемкий процесс, стоимость установки фар может быть даже выше их собственной цены. В таких случаях (например, у джипа с "кенгурятником"), если нет каких-то специальных предпочтений, рекомендуем отказаться от установки фар на бампер и поставить их на "кенгурятник". Это будет и дешевле, и быстрее. Впрочем, часто оказывается, что деньги тут не играют главной роли, ведь дополнительная оптика – это не только функциональность, но и стиль, на котором многие автовладельцы экономить не намерены.

Автор: Михаил Щелоков

 

 

 
<< В начало < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 Следующая > В конец >>

Всего 56 - 60 из 82

Авторизация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация

Статистика

Участников: 10991
Новостей: 2063
Ссылок: 1

Контакты

связаться с админом сайта

e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

или: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

ICQ:  485-075-786

Яндекс цитирования
Пользовательский поиск

Разработано "Sitedesigners"